Страничка педагога-психолога

22.11.2018

Страничка педагога- психолога:

Педагог – психолог

Стеценко Надежда Юрьевна

Рада представить Вам новую страничку, которая будет посвящена детской психологии. Здесь Вы найдете консультации для родителей, педагогов, нормативные документы педагога-психолога.

Основной цельюпсихолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующиезадачи:реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и т.д. От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, педагогам.

Основными направления деятельности педагога-психолога являются:

1. Психологическая диагностика

2.Психологическая коррекция

3.Психологическое консультирование

4.Психологическая профилактика

5.Психологическое просвещение

6.Организационно-методическая работа

Итак,задача психологической диагностики —дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям. Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:

диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);

диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе);

диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).

По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу, нейропсихологу или невропатологу).

В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.

Психологическая коррекцияс детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Каждый ребенок индивидуален. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее. С учетом особенностей развития каждого малыша психолог строит психокоррекционную работу в следующих направлениях:

эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе;

коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;

познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия).

Основные методы коррекционной работы:

индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;

сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;

куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка;

арттерапия: работа с красками, глиной, пастелью, тестом;

психогимнастика;

релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.

Спецификапсихологического консультированиясостоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого ребенка. Педагоги и родители получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.

Подпсихологическим просвещениемпонимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д. Поэтому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъяснять результаты диагностических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; достигать понимания необходимости работы психолога в детском саду.

Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям:

1)Индивидуальная

С педагогами:

проводится по запросам и результатам диагностики;

обзор групп по результатам скрининговой и углубленной диагностики.

С родителями:

проводится по запросам и результатам диагностики;

психологические пятиминутки в группах при утреннем приёме детей.

2)Групповая

С педагогами:Хочу такой сайт

семинар-практикум;

мастер-класс;

консультация;

тренинг.

С родителями:

выступления на родительских собраниях;

тематические встречи (консультации, семинары-практикумы и т.д.) с родителями по заранее выбранной проблеме;

оформление информационных листов (памяток) и ширм в каждой группе;

подбор психологической литературы для библиотечки родителей.

Психологическая профилактиканаправлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень и проводить работу в направлении их предупреждения. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа.

Психопрофилактическая работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основных направления:

1)развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;

2)развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;

3)развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);

4)развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.

Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых занятий 2 раза в неделю. Предпочтение отводится групповым играм. При необходимости психолог проводит индивидуальную работу с ребенком.

Групповые психопрофилактические занятия:

Младшая группа:

Адаптация детей;

Осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;

Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;

Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

Средняя группа:

Развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;

Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;

Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

Старшая группа:

Коммуникативные навыки;

Творческие и познавательные способности;

Эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);

Способность к дифференциации эмоциональных состояний.

Подготовительная группа:

Готовность к школе (личностная и мотивационная);

Коммуникативные способности и социальная адаптация детей;

Способность к дифференциации эмоциональных состояний;

Творческие способности и совершенствование познавательных процессов.

Организационно-методическая работа:

оформление документации;

участие в методических объединениях практических психологов;

курсы повышения квалификации и дополнительное образование;

методическая помощь в организации и проведении педсоветов, открытых занятий, семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов по плану МБДОУ;

Детский психолог — это, прежде всего, человек, хорошо знающий и глубоко понимающий ребёнка, разбирающийся как в общих закономерностях его психического развития, так и в возрастных особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем он ориентируется и в психологии взрослых людей, в тех её сторонах, которые определяют позицию, занимаемую ими по отношению к ребёнку.

Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования — максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка. Родители или педагоги получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе. В процессе психологической консультации, родители или педагоги сами находят возможные варианты решения вопроса, а психолог подводит их к точным выводам.

Психологическое консультирование является одним из самых востребованных видов моей работы педагога-психолога в Детском саду. Консультирование – это оказание конкретной помощи обратившимся родителям или педагогам в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

В нашем Детском саду консультативная работа с родителями и педагогами проводится с учетом специфики программы развития детей дошкольного возраста, их возрастных и индивидуальных особенностей, личностных качеств и уровня профессиональной квалификации педагогов, специфики семейного воспитания и т.д.

Работа с педагогами:

анализ работы воспитателя в группе и помощь при затруднениях, связанных с особенностями индивидуального развития отдельных детей;

участие в педсоветах, посвященных вопросам адаптации детей к дошкольному учреждению, готовности к школе, организации работы в специальных группах (логопедических, групп с дополнительной образовательной нагрузкой, для детей с ослабленным здоровьем и т.д.);

разработка рекомендаций по работе с детьми, имеющими трудности эмоционального, социального и интеллектуального развития, для воспитателей групп и других специалистов детского учреждения;

подготовка рекомендаций по организации благоприятного эмоционального климата в группе с учетом индивидуальных особенностей детей, помощь в проведении специальных мероприятий (игр, занятий, праздников, развлечений), улучшающих взаимоотношения детей, рост их социальной компетентности;

проведение специальных обучающих занятий, тренингов для воспитателей по изменению стиля воспитательных воздействий.

Работа с родителями:

консультирование родителей по вопросам организации периода адаптации ребенка к новым условиям жизни;

консультирование родителей детей, имеющих эмоциональные, социальные, поведенческие трудности, а также трудности в познавательном развитии;

разработка рекомендаций для родителей по организации жизни ребенка в семье. При необходимости проведение специальных занятий, тренингов для родителей и других форм обучения;

участие в родительских собраниях, информирование родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей.

Запросы родителей, особо часто встречающиеся в рамках психологического консультирования, имеют несколько направлений:

1.Адаптация к дошкольному учреждению.Каждый малыш по-своему переживает отрыв от мамы, да и родители, приняв решение о посещении ребенком дошкольного учреждения, далеко не всегда сами готовы к этому. Психолог начинает консультировать родителей еще до прихода ребенка в детский сад, что позволяет родителям грамотно подойти к этой проблеме и максимально улучшить процесс адаптации. В нашем дошкольном учреждении 90% детей довольно легко адаптируются к детскому саду. Плодотворное взаимодействие с родителями с первых минут посещения дошкольного учреждения позволяет в дальнейшем строить доверительное и продуктивное общение на индивидуальных консультациях.

2.Потеря контроля.Даже при самых гармоничных отношениях между родителями и детьми бывают моменты, когда ребенок не слушается, и это нормально, потому что свидетельствует о становлении личности маленького человека. Родители, теряя контроль над ребенком, решают посоветоваться со специалистом, который сможет объективно оценить ситуацию и подсказать способы выхода из нее.

3.Страхи.Помощь психолога необходима: если ребенок испытывает страхи, чувство страха угнетает ребенка, подавляет его активность, инициативу и нередко ведет к беспомощности перед ситуацией. Родители на консультации узнают, что страхи в определенном возрасте — явление естественное, говорящее о развитии воображения ребенка, узнают, как правильно общаться с дошкольником. Психолог помогает безболезненно преодолеть дискомфортный для ребенка момент.

4.Чрезмерная активность.С проблемой гиперактивных детей родители сейчас сталкиваются очень часто. Такие дети подобны урагану или вулкану, который не знает границ и может взвиться под потолок в любую минуту. Сосредоточиться или высидеть спокойно какое-то время в процессе деятельности для таких детей — большая проблема. Психолог помогает родителям найти оптимальный способ общения с ребенком, овладеть методиками снятия излишнего возбуждения.

5.Агрессивность.Многие родители сталкиваются с этой проблемой. Ребенок сердится, может обидеть другого ребенка, причинить боль животному, демонстративно сломать игрушку. Психолог находит вместе с родителем причины такого поведения, планирует действия в семье и группе детей.

6.Застенчивость.Застенчивые дети избегают контактов со сверстниками, чрезмерно чувствительны к критике, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Первостепенно таким детям необходима помощь семьи. Психолог проговаривает с родителями их особенности и тонкости общения.

Поводов обращения родителей к педагогу-психологу множество. В жизни порой бывают такие ситуации, с которыми трудно справиться даже взрослым. К ним относятся смерть близкого человека, развод родителей, появление нового члена семьи. И в каждой конкретной ситуации психолог определит, насколько сильно ребенок переживает, поможет пережить семье случившееся. Родители все чаще обращаются не за решением конкретной проблемы, а просто за информацией о достижениях в развитии ребенка.

Если Вы хотите узнать что-то новое о своих детях, их развитии, если Вы испытываете трудности и нуждаетесь в психологической консультации, если Вы хотите найти ответы на интересующие Вас вопросы.

Можете обращаться лично ко мне:

(Консультации для родителей)

Вторник С16:00-17:30

Среда С 9:00-10:00

или

на мой электронный адресaleksandr2545@mail.ru

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».